МБОУ "СОШ№2"
г. Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Меню

Центр ППМС-помощи

ППМС-помощь - это психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации

О Центре ППМС-помощи

Место нахождения

628260 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, г. Югорск, ул. Мира, дом 85

Кадровый состав Центра ППМС помощи

Валуйская Лариса Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель Центра ППМС помощи;

Залозная Любовь Григорьевна–заместитель директора по дошкольному образованию 

Древник Елена Казимировна – социальный педагог;

Кузьмичева Елена Николаевна – педагог-психолог;

Пимнева Марина Викторовна – фельдшер;

Попова Светлана Николаевна – социальный педагог;

Юрьева Анжелика Викторовна – учитель-логопед;

Дацкевич Татьяна Николаевна – учитель-логопед (дошкольные группы);

Пильникова Наталья Александровна – учитель-логопед (дошкольные группы);

Паничева Наталья Семеновна – педагог-психолог (дошкольные группы)

Нормативно-правовые основания

1. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО– Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

2. Постановление ХМАО-Югры от 5 сентября 2013 года n 359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации"

3. Приказ Управления образования администрации города Югорска от 17.11.2016г. № 691 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»

4. Приказ «Об организации деятельности Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся МБОУ «СОШ №2» от 11.08.2017 №213-О "

Направления, виды деятельности центра ППМС помощи

1. Выявление  и  ранняя  диагностика  отклонений  в  развитии,  или  состояний  декомпенсации.

2. Выявление  потенциальных  (резервных)  возможностей  ребенка.

3. Составление  социально-психолого-педагогических  рекомендаций к  индивидуальному  плану  развития,  обучения  и  воспитания.

4. Консультирование  родителей  (законных  представителей),  педагогов,  непосредственно  представляющих  интересы  ребенка  в  семье  и  образовательном  учреждении.

5. Выбор  условий,  необходимых  для  коррекции  недостатков  развития  и  поведения  детей  и  подростков  и  для  организации  коррекционно-развивающего  процесса.

6. Выбор  оптимальных  для  развития  ученика  образовательных программ, соответствующих  готовности  ребенка  к  обучению  в  зависимости  от  состояния  его здоровья, индивидуальных  особенностей  развития,  адаптивности  к  ближайшему  окружению.

7. Определение  путей интеграции  детей  при  положительной  динамике  и  компенсации  недостатков в  соответствующие  классы,  работающие  по  основным  образовательным программам.

8. Профилактика  физических,  интеллектуальных,  психологических  перегрузок  и  психоэмоциональных  декомпенсаций,  контроль  за  организацией  оздоровительных  мероприятий.

9. Подготовка  подробного  заключения  о  состоянии  развития  и  здоровья   обучаемого для  представления  в территориальную ПМПК .

10. Формирование  банка  данных  образовательного  учреждения  о  детях  и  подростках,  имеющих  проблемы  развития,  обучения  и  поведения;  представление  информации  с  соблюдением  конфиденциальности  по  официальному  запросу  соответствующих  органов  государственной  системы  защиты  прав  несовершеннолетних,  профилактики  их  безнадзорности  и  правонарушений.

Помощь обучающимся в профориентационной и социальной адаптации.

Форма заявлений для родителей  на оказание ППМС помощи 

Информация о деятельности центра ППМС помощи 

Выполнение рекомендаций ПМПК 
Отчет о выполнение рекомендаций ПМПК (дошкольные группы) 

руководитель Центра ППМС -помощи мБОУ "СОШ№2" г. Югорска

Валуйская Лариса Владимировна
Валуйская Лариса Владимировна
заместитель директора по УВР
217а

Рабочие программы

Родителям

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок как можно быстрее выучил все буквы.

Как облегчить ему эту задачу и сделать ее более занимательной? Конечно же, не заставлять ребенка заучивать, переписывать, несколько раз повторять название буквы, а поиграть с буквами.

Очень важно, чтобы в процессе игр с буквами активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует более быстрому запоминанию ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.

В какие же игры с буквами можно поиграть дома?

  • Взрослый рисует на листке контур букву, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками или цветными карандашами.
  • Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
  • Взрослый «рисует»букву пальцем на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
  • Можно лепить буквы из пластилиновых колбасок, конструировать из спичек, зубочисток, счетных палочек, семечек.
  • Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира. Например,  буква «О» похожа на колесо, дупло, солнце и т. д.
  • Ребенку предлагается скопировать букву, написанную взрослым, приложив листок к оконному стекле. Не забывайте называть написанные буквы!
  • Вырезывание букв из старых журналов и составление из них слогов или слов.
  • Буквы можно выкладывать на полу, столе, земле из веревочек, спичек, камешков, шишек, макаронин.
  • Взрослый рисует только часть буквы и спрашивает у ребенка, какую букву он задумал. В эту игру можно играть на бумаге, асфальте, песке.
  • Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песок или манка. Ребенок пальцем рисует буквы на сыпучем материале.
  • На листке бумаги взрослый пишет правильную букву, а рядом неправильную, в зеркальном отражении. Ребенок должен зачеркнуть неправильную букву.
  • Выкладывание буквы шерстяной ниточкой на бархатной бумаге, ковре.
  • Конструирование букв из проволоки.
  • Выкладывание букв из фасоли, гороха, бусинок, бисера, пуговиц, крышечек.
  • Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
  • Предложить ребенку в старом журнале, газете или книге отыскать и обвести в кружок заданную букву. Можно усложнить задание, предложив, например, букву «А»обвести в кружок, а букву «Н» подчеркнуть.
  • Конструирование букв из цветной изоленты, ценников.
  • Можно писать буквы на снегу пальчиком или палочкой.
  • Взрослый пишет букву на листе бумаги. Ребенку предлагается «оживить» букву, т. е. дорисовать ей голову, глаза, рот, волосы, руки, ноги и т. д.
  • В непрозрачный мешочек или небольшую коробочку положить объемные буквы из магнитной азбуки. Ребенок одной рукой на ощупь пытается угадать, что это за буква.

 Учитель-логопед МБОУ «СОШ №2»  Юрьева А.В.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:

  • нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
  • нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Если в семье прибегают к таким воспитательным средствам, как физические наказания, игнорирования, угрозы, проявляют равнодушие к миру детей и их интересам, не могут выбрать модель воспитания, например у папы — «нельзя», а у мамы — «можно». Если в семье преобладают негативные настроения у родителей, а также полное отсутствие запретов и ограничений. В таких семьях дети имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку». Агрессивное поведение детей из таких семей — это способ психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру.

Но даже в очень благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов, и возникают они в основном вокруг установления родителями правил и выполнения этих правил детьми. Правила, разумные запреты и ограничения обязательно должны присутствовать в воспитательном процессе детей. Это делает жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и комфортной.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что возникли напряженные отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений. Только взаимопонимание и доверие между родителями и детьми дают возможность установить эффективные границы дозволенного и избежать беды.

Одно из основных условий полноценного развития ребенка - психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих.

Очень часто одного желания быть хорошими родителями недостаточно, нужны знания, умения, которые помогают эффективно осуществлять воспитательный процесс. В этом родителям поможет изучение психологической литературы (возрастной психологии) и при необходимости консультация  у специалистов.

Детство – это время перемен. Психическое и физическое развитие ребенка на каждой возрастной ступени развития отличается от другой ступени частотой и тяжестью тех или иных проблем. Надо понимать и то, что каждая возрастная ступень в развитии ваших детей имеет нормальные и индивидуальные различия.

Памятка для родителей «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  2. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  3. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  4. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  5. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  6. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  7. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  8. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

Педагог-психолог

Вопросы анкеты:

  1. Какими качествами,  по вашему мнению,  должен обладать друг?
  2. Кого в классе Вы считаете своим другом?
  3. Как Вы понимаете поговорку «Старый друг лучше двух новых»?

Многих родителей волнует, есть ли друзья у их детей, с кем именно дружит их ребенок, не плох ли он для сына или дочери. Но все хотят, чтобы друзья были обязательно. Уже ни у кого нет сомнений в том, что ребенку для полноценного развития необходимо общество сверстников. А в школьном возрасте значение общения с ровесниками значительно возрастает.

Чаще всего именно в школе зарождается настоящая дружба, которая проверяется и крепнет в совместной жизни. У детей складывается чувство солидарности, они становятся инициативными. Возможно, у некоторых обострится чувство робости, они затаиваются до поры до времени, набираясь уверенности, познавая себя и других. В детской школьной среде свои требования и порядки. Каждый ребенок стремится обрести признание других детей, найти свое место. Ему не хочется быть изгоем, неинтересным, одиноким. Но социальная жизнь не проста, и не всем удается избежать насмешек или пренебрежения, осуждения или неприязни. Ребенок в окружении детей учится разбираться в людях, понимать их истинные намерения, оценивать их хорошие и плохие качества, искренность и притворство. Ребенок начинает осознавать, что привлекает его в других детях, почему бы хотел дружить с кем-то. А чем обладает он сам, есть ли что-то привлекательное в нем самом, чем он может заинтересовать других?

Одна из характерных черт дружбы – доверительность. Это то, чего в первую очередь ищут дети. Если ребенок переживает что-то радостное, ему хочется, чтобы эту радость разделили друзья. Если же у него неприятности, ему станет легче, когда он поделится с кем-нибудь и его товарищ посочувствует ему. Человек нуждается в отклике на свои переживания, в другом, он как в зеркале видит самого себя, глубже себя познает.

Дети ищут себе друзей, находят, ошибаются, разочаровываются; живя каждодневными проблемами, они погружены в динамику человеческого общения, переживают многообразный эмоциональный опыт.

Родители всегда желают лучшего для своего ребенка, в том числе и хорошего друга в их понимании. Когда нет друзей, родители бьют тревогу, когда есть, не могут понять, почему друзья их детей такие невоспитанные, грубые, неинтересные, хулиганистые и ничем полезно познавательным не интересуются. Родителям трудно угодить. Если бы они попытались вспомнить свое школьное детство и непростые отношения со сверстниками, они лучше могли бы понять проблемы своих собственных детей.

Стоит задать вопрос: почему ваш ребенок дружит именно с таким мальчиком или девочкой, что движет его выбором? Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока недоступны. Например, довольно часто в дружбе двух детей можно наблюдать притяжение противоположностей: одна девочка необычайно застенчива, прилежна; а ее лучшая подруга терпеть не может школу и каждый день бегает по двору, играет в «казаки-разбойники». А тихий и замкнутый мальчик, который боится строгого и гневливого отца, выбирает себе в друзья задиру и забияку. Его бессознательно притягивает проявление агрессивности в товарище, через него он лучше пытается понять своего отца, учится, как ему справляться с ним.

Нередко лучшим другом становится тот, кто обладает теми качествами, которые хочется видеть у себя. Дети часто выбирают в друзья тех, кто предоставляет им возможность удовлетворить их потребности, привлекает своими поступками, увлечениями.

По мере того как ребенок взрослеет, его привязанности довольно часто меняются, ведь сами потребности ребенка не постоянны. Некоторые сильные привязанности могут исчерпать себя уже через несколько месяцев, поскольку сама потребность в них исчезает.

Выбор друга очень важен для ребенка, так как связан с удовлетворением его внутренних нужд и потребностей. В дружбе ребенок проверяет себя и пытается стать сильнее, увереннее, расширить свои возможности, стать немного другим, увидеть глазами друга мир немного по-другому. И чтобы принести больше пользы детям, не стоит бестактно вмешиваться в их дружбу, не надо категорично запрещать дружить им с кем-то из сверстников. Пусть даже вы и считаете эту дружбу вредной для своего ребенка.

Есть случаи, которые трудно переживаются и родителями, и детьми.

Например, разочарование в друге, предательство. Родителям больно видеть своего ребенка, которого обидели или бросили друзья. Очень типична ситуация, когда двое детей сначала прекрасно ладят друг с другом, потом к ним присоединяется третий. И вот один из двух объединяется с новым приятелем против своего старого друга. Начинаются насмешки, унижения, дети как будто перерождаются. Но это проблемы роста, искушения слабостью, собственной неуверенностью. Пока дети растут, они довольно часто испытывают чувство неуверенности в собственных силах, и, когда им подворачивается соответствующая ситуация – находится человек, которого можно, например, подразнить, – это прибавляет им на какое-то время силу, придает важность их персоне.

Взрослым не следует драматизировать подобные случаи. Это не поможет ребенку разобраться в том, что с ним произошло, и осознать, что переживаемые им неприятности все-таки преходящи. Конечно, родителям следует обсудить с ребенком произошедшее, помочь правильно оценить события.

Родители могут обратить внимание своего ребенка на переживания объединившихся против него друзей. Что те дети скорее всего тоже переживают отрицательные эмоции, в этой несимпатичной ситуации они чувствуют себя неуверенными, когда дразнят и обижают его, – им кажется, что они, возможно, стали сильнее, привлекательнее и что к ним другие дети будут теперь относиться с большим уважением, но это совсем не так. Большинство детей в сходных ситуациях переживает чувство стыда.

Взрослые могут подчеркнуть, что такие случаи столкновений – обычный нормальный этап взросления. Взгляд как бы со стороны позволяет ребенку быстрее и эффективнее восстановить свое эмоциональное равновесие. А пережитый конфликт дает неоценимый жизненный опыт.

Родители должны следить за своими эмоциональными реакциями, чтобы не усугубить переживания ребенка. Иначе он может подумать, что произошло что-то страшное и непоправимое.

Бывают и такие ситуации, когда дружба, на первый взгляд, приносит детям ухудшение их уровня успеваемости, снижение активности. В таких случаях всегда необходимо разбираться более внимательно. Нередко бывает, что дружить начинают дети, образно говоря, с противоположными зарядами, и каждый что-то получает друг от друга, приобщается к новым переживаниям, поступкам. Вполне успешный активный 10-летний Витя подружился с ребенком, вся активность которого выражена в его фантазиях. Он постоянно придумывает неправдоподобные истории, которые будто бы происходили с ним: об экзотических путешествиях, приключениях; хвастается, что у него все есть; в то же время учится в школе плохо и полностью зависит от помощи Вити. Через некоторое время Витя сам начинает сочинять истории о своих воображаемых подвигах, а в реальной жизни становится менее уверенным, сильно снижается школьная успеваемость. Витя ведет себя как загипнотизированный.

Как мы уже отмечали, любая дружба отражает внутреннее состояние ребенка, и в такой ситуации родителям стоит выяснить, что происходит с их сыном. И в первую очередь – как он относится к самому себе. Может быть, сейчас он переживает время неуверенности. И он остановил свой выбор на этом мальчике, так как думает, что больше никому не интересен. Может быть, он очень сильно переживает свой внешний вид: считает, что он худой (или толстый), длинный (или маленький). Возможно, его эмоциональная жизнь кажется ему скучной, пресной. И уход в мир фантазий – это прорыв из мира обыденности.

В любом случае все детские «уходы» являются сигналами неуверенности в себе, в собственных силах. Таким детям не хватает любви. И помощь, которую родители могут оказать своим детям, состоит в том, чтобы всячески укреплять уверенность ребенка в своих силах, веру в себя. Детям нужно внушать, что они замечательные и у них еще будет много друзей, но нужно обязательно развивать свои способности, интересы, чтобы быть привлекательным для других.

А попытка разрушить соответствующую дружбу может превратиться в битву, которую родители, возможно, не смогут выиграть. Более того, давая ребенку понять, что расцениваете выбор им друга как неудачу, вы только усилите чувство неуверенности и дискомфорта, которое и так владеет ребенком.

Конечно же родители должны запрещать делать то, что противоречит главным ценностям семьи и может быть опасным для ребенка. Но главная проблема состоит в том, насколько откровенен с родителями их ребенок, насколько он может открыть родителям переживаемые им трудности. Ведь дети выражают через отношения со сверстниками, друзьями свои глубинные эмоциональные проблемы.

Чтение в семейном кругу является давней традицией русской семьи. На рубеже 19–20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. В различных трудах известных ученых, мы можем встретить подтверждения того, как велика роль традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных и доверительных взаимоотношений между ними. 

Семья является основанием, центральным звеном в формировании личности.

Стоит заметить, что традиции семейного чтения, оберегаемые нашими предками, сегодня исчезают, разрушаются. Они поддерживаются лишь немногими современными семьями. Главная причина этого — изменившаяся социально-культурная жизнь: глобальное развитие телевидения и компьютерной техники, резкое приумножение их роли в досуге современного человека. «Литература как массовое искусство уступила свое место компьютеру, однако, просмотр телепередач и видеофильмов поистине не может заменить чтения, как верного средства саморазвития личности, важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека».

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она пробуждает мысль школьника, помогает ему ориентироваться в реальном мире. Дети начинают находить в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими свойства и качества, воспринимают события с учетом их внутренней связи.

Содержание художественного произведения пополняет кругозор маленького читателя, раскрывает перед ним социальную реальность, рассказывает о жизни, труде и подвигах различных людей и прочее.

Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков литературных героев, а также выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать и сопереживать героям или осуждать их поведение и поступки. Они помогают научиться оценивать людей с точки зрения его нравственности, оказывают влияние на поведение детей, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Семейное чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное и достойное уважения решение».

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми об общечеловеческих ценностях и нравственности человека. Поступки героев литературных трудов выступают побудительным стимулом, для действий и поступков ребенка. Это одновременно и неповторимый способ общения ребенка с миром идей автора произведения. Это, наконец, уникальный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения, учится находить и выражать его идею. Это эффективный способ социализации подрастающего поколения.

Семейное «чтение-общение» создает основу для обмена мнениями, между ребенком и взрослым, служит поводом для передачи столь необходимого опыта от старшего поколения младшему. Семейное чтение полезно и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. «Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку и т. д. с помощью слова автор передает собственную нравственную оценку, выражает собственное отношение».

«В младшем школьном возрасте ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам, установленным в обществе. В сознании младшего школьника закладываются определенные нравственные ценности, образцы поведения».

«Ценности личности младшего школьника формируются в процессе переживания и осознания им значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие. Именно семейное чтение помогает ребенку в этом. Слушая захватывающую книжную историю, школьник пытается спроецировать ее сюжет на свою жизнь, представляет, как бы он поступил на месте героя и т. д. При этом, родители объясняют маленькому слушателю особенности поведения, акцентируют внимание на последствиях того или иного поведения».

Ценностные ориентации формируются на протяжении всей жизни, однако наиболее благоприятным для их развития является возраст 6–11 лет, в котором складываются системы познания окружающего мира и самого себя, формируется умение оценивать последствия собственных поступков.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. «У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности».

 Соответственно, в этом возрасте особенно важно сделать чтение привычкой ребенка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающую личность младшего школьника неоспоримо. Именно в детском и подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни.

 Однако, «чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. То есть, родители должны выработать определенный режим семейных чтений, каждое из которых должны быть направлено на развитие определенного качества младшего школьника, сформировать семейное чтение как ресурс семьи, как необходимую привычку. Очень важно, чтобы интерес к книге не угас, не принуждать ребенка к самостоятельному чтению, так как чтение большой интеллектуальный и физический труд».

К сожалению, стоит констатировать тот факт, что традиции семейных чтений угасают внутри семьи. По нашему мнению, можно выделить следующие причины, мешающие возрождению семейных чтений: родители сами не любят читать или им не читали в детстве, они не понимают важность чтения для нравственного и духовного развития ребенка. Взрослые считают чтение обязанностью и не получают от него удовольствия. Финансовые причины или недостаток психолого-педагогических знаний у родителей также могут явиться причиной игнорирования семейных чтений.

 В исследованиях В. А. Левина сформулированы методические условия, которые необходимо знать родителям для грамотной организации семейных чтений, перечислим их:

  1. «выбранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, то есть интересными каждому члену семьи, а главное — они должны нравиться читающему взрослому;
  2. способ чтения выбранного художественного произведения не должен быть излишне театральным. Читающий обязан суметь передать свое положительное отношение к читаемому, поэтому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм;
  3. при чтении необходимо наблюдать за настроением ребенка, замечать, все ли понятно, увлечен ли, нет ли усталости. Иногда полезно предложить ребенку задавать вопросы о том, что ему непонятно, или коротко прокомментировать непонятное место. Если произведение не заинтересовало ребенка, чтение нужно прекратить и возвратиться к этому тексту только по его просьбе;
  4. чтение следует сопровождать вопросами, помогающими научиться вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации. Этот прием эффективен перед неожиданным поворотом событий, неожиданной рифмой или другими находками автора, так как такие вопросы помогают оценить замысел автора;
  5. ребенку должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, рассматривать книгу, еще раз переживая прочитанное;
  6. и, наконец, надо соблюдать золотое правило «просто чтения» — завершать его, пока ребенку не надоело слушать и пока они хотят продолжать чтение».

Создать условия для духовного развития своего ребенка, его нравственного воспитания, стимулировать и направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой и определяется их ведущая роль в организации семейных чтений.

«Вызвать интерес детей к чтению в семье можно с помощью одновременного чтения взрослым и ребенком одной и той же книги, например, чтения через кинематограф, а также выбора адекватной возрастным потребностям ребенка литературы».

Таким образом, определяющая роль в возрождении традиций семейного чтения отводится родителям. Ведь именно они ответственны за будущее своих детей. Только мама и папа, опираясь на предложенные программы для чтения, могут определить тот круг литературы, который заинтересует всю семью. Трудно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского, что «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Надо помнить о том, что сам процесс семейного чтения, в котором участвуют взрослые и дети, является мощным фактором формирования ценностной системы ребенка, его нравственных качеств личности, духовных устоев семьи в целом: установления гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей. Это минуты близкого эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить.

Учитель логопед

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как как форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. Особый интерес в этом плане представляют издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие      психотехнические      навыки      саморегуляции      и    самоконтроля.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать    себя    в    решающей    ситуации,    овладевать    собственными  эмоциями

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка и пытаться поддержать его на расстоянии. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать          выпускника?

Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, чтобы поддержать ребенка,  необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка;
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • Создать     дома    обстановку    дружелюбия  и          уважения,      уметь  и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  • Поддерживайте   своего ребенка,         демонстрируйте,      что      понимаете его переживания.

Чем Вы, родители, можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

1. Владением информации о процессе проведения экзамена. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

2. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы. Откажитесь от упреков, доверяйте своему ребенку. Поддержка родителей очень важна, поскольку ученику, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации.

3. Организацией режима. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно   распорядиться   временем   и   силами   при   подготовке   к   ЕГЭ.

Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ребенку: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

4.Участием в подготовке   в ЕГЭ. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно  создать  план  подготовки  -  на  какие  предметы  придется  потратить  больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте    детям    во    время    экзамена    обратить   внимание    на    следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Документы